Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

О проекте

Здравствуйте. Меня зовут Алексей. Я 1986 года рождения, живу в Москве, работаю по IT специальности. Казалось бы, что большинство таких людей совмещают хобби и развлечения в работе, но это не моё. Несмотря на то, что к вычислительной технике я испытываю интерес ещё с детства, сейчас это для меня не больше, чем инструмент для зарабатывания денег. Согласитесь с тем, что у человека должна быть какая-то материальная мечта. О чём мечтает большинство людей, если не брать в расчёт квартиры или коттеджи? Обычно можно услышать разве что фразы про дорогие автомобили или электронику в виде здоровенной плазменной панели. Но последний вариант для большинства людей не особо актуален в качестве заветной мечты, так как они стоят не слишком дорого, да и устаревают достаточно быстро. Ещё в школе я выбрал свою мечту – домашний кинотеатр беспрецедентного уровня качества звуковоспроизведения. Тогда я понял, что заболел аудиофилией, но не той её "фетишистской" формой, которой болеют 99% аудиофилов…

Мне самому-то трудно разобраться в том, как это произошло, но, наверное, началось все с моей любимой отечественной рок-группы Кино. Тогда я слушал музыку на компьютере через дешевые колонки, качество которых было, как у телевизионных динамиков… Но потом у меня появились новые и более качественные АС S-90. Я был поражен тем, что в любимых композициях услышал много ранее неслышимых нюансов. Согласитесь, что если вам что-то нравится, то всегда хочется, чтобы это что-то было лучшим. Затем, дабы не мешать окружающим, были приобретены наушники, давшие еще большую планку качества, что и явилось последней каплей. Я понял, что это моё! В это же время я почему-то полюбил смотреть кинофильмы, преимущественно боевики. Стал ходить по кинотеатрам, хотя раньше никогда этого не делал. Ну а как ещё можно было посмотреть фильм на рубеже двухтысячного года? Проигрывателей DVD тогда почти ни у кого не было. Мр4 обладал ужасным качеством, да и взять его было неоткуда, так как локальной сетью я на тот момент не пользовался. Покупать пиратские диски с Мр4? Зачем? Да я лучше один раз посмотрю фильм в кинотеатре на большом экране и с превосходным звуком, впечатления и эффекта присутствия от которого мне хватит надолго. В боевиках мне всегда нравился "экшн", динамика и разрушения, которые сопровождались взрывами, треском, выстрелами. Постепенно я стал понимать, что эти взрывы мне хочется не только видеть, но и слышать в максимальном качестве. Так что аудиофилия почти всегда неразрывно следует с кинематографом, особенно такого жанра.

Затем произошло чудо, которое дало мне почти безграничные возможности по поиску информации по моему хобби. Это был Интернет. Там я читал разные статьи, обзоры, книги по акустике и многое другое. На аудиофильских форумах я никогда не общался, так как быстро понял, что там в основном обитают безбашенные аудиофилы неспособные даже на минимальное логическое и скептическое мышление. Вообще, аудиофилия всегда является психическим заболеванием и фетишизмом в чистом виде. Затем я стал изредка покупать аудиофильские журналы, где, мне казалось, есть объективизм, открою для себя много нового, смогу прикинуть параметры качественной системы. Но, внешность бывает обманчива! Через 1-2 года я понял, что меня просто дурят золотыми ручками, контактами, би-вайренгами, ручной сборкой, проводами ценой в (!) тысячи долларов, мраморными подставками, а особенно рассыпчатостью, бархатистостью, пронзительностью звучания компонентов ДК, при всем притом, что к статьям не прилагалось даже графика АЧХ от производителя. Мой интерес к аудио на несколько лет практически исчез, но потом мне попался выпуск журнала Russian Digital за октябрь 2003 года, в котором была статья, посвящённая активным студийным АС Genelec: "Тайны High End акустики". Это для меня явилось просто шоком! Шоком оттого, что можно действительно поставить жирную точку на своём увлечении. На несколько лет мое увлечение аудиотехникой опять полностью прекратилось, но потом я задумался о том, что рынок студийных агрегатов тоже достаточно большой и в нём наверняка есть свои подводные камни. И как будет выглядеть система домашнего кинотеатра на чисто студийных компонентах и какие они вообще бывают? Я стал шарить по интернету, спрашивать народ на форумах, читать разные статейки и т.д. Когда же нашёл практически всю информацию о большинстве производителей профессиональной техники, а так же подкрепился теорией и собственным опытом прослушивания различных АС, мне пришла в голову идея сделать этот сайт.

Но стоит более подробно рассказать о моём нынешнем отношении к звуковой технике и о довольно странной концепции Ultimate Studio. Ведь на самом деле она появилась не сразу и не на пустом месте. До неё существовало ещё несколько концепций, которые на тот момент я считал идеальными. Для этого следует вернуться в само начало моей истории. Довольно быстро я понял, что музыка меня перестала интересовать. Хотя тогда же я на некоторое время полюбил слушать классику, но и это желание само собой пропало в течение года. Другим делом были кинофильмы, интерес к которым не угасал. Особенно если учесть то, что из-за отсутствия всякой возможности смотреть их дома, я всегда смотрел и смотрю боевики в кинотеатрах до сих пор. Когда же через пару лет появилась возможность просмотра любимых фильмов на DVD, то мне это доставляло только расстройство из-за того, что повторный просмотр не давал даже малой капли того взрывного эффекта присутствия и качества звукового и визуального воспроизведения, которые я получал в кинотеатре. Уже тогда я мечтал сделать дома кинотеатр с огромным экраном и ураганным звуком. Поэтому ресурс носит название Ultimate Studio Home Theatre, а тема звуковоспроизведения в нём рассматривается преимущественно с точки зрения высококачественного звукового сопровождения кинофильмов со спецэффектами. Но какая техника могла подойти под мои требования. Конечно бытовая, а какая же ещё?! Я же столько много про неё читал и слушал в хай-фай салонах. С видео всё всегда было понятно: купить хороший DVD и подключить к нему проектор. Если раньше качество изображения ещё хоть как-то зависело от связки плеер-устройство воспроизведения из-за аналоговых интерфейсов, то сейчас всё это не имеет значения благодаря использованию цифрового интерфейса HDMI, что полностью свело функции плееров к обычному транспорту. Со звуковой техникой дела обстояли намного сложнее. Для хорошего и реалистичного воспроизведения боевиков обязательно требовалась акустика с диаметром низкочастотного динамика не менее двенадцати дюймов. Понятно, что можно решить эту проблему покупкой сабвуфера, но от звучания даже самых дорогих моделей, закладывающих уши бубнящим басом, мне хотелось только плакать. Но к моему удивлению, на рынке бытовой техники практически не оказалось акустических систем, удовлетворяющих этим требованиям. АС с крупногабаритными низкочастотными динамиками просто нет! Да и вся другая акустика, которая была более-менее крупногабаритной, не доставляла мне особенного удовольствия от прослушивания. Звучала же она вся практически одинаково… Одинаково плохо: у одной АС бас бубнит, у другой верх жёсткий, у третьей середина провалена или выпирает и т.п. Да и какой-либо особой бархатистости, прозрачности, рассыпчатости и прочих мистических атрибутов я так и не услышал.

В то же время я ещё не перестал изредка покупать аудио журналы, в которых стал обращать своё внимание на так называемую полупрофессиональную акустику, в обзорах к которой говорилась, что она звучит громко, ураганно, идеально подходит для боевиков и обладает большими низкочастотными динамиками. Такой было не так уж много: некоторые модели JBL, M&K, GKF, Cerwin-Vega. Что-то из них я даже слушал, и это было лучшим вариантом, в отличие от среднестатической мелкокалиберной бытовой акустики. Но кинотеатральный звук мне нравился всё же больше, так как казался мне более качественным и вообще “правильным”. И тут я решил узнать, какая же техника используется в кинотеатрах для звуковоспроизведения. Это было моим первым знакомством с чисто профессиональной техникой. Я узнал про кинотеатральные звуковые процессоры Dolby, про профессиональные усилители и рупорную акустику JBL, познакомился с понятием активный кроссовер. И вдруг меня осенило: а почему бы и нет? Благо цены на эту технику мало чем отличались от цен на высококачественные Хай-Фай компоненты, распиаренные в соответствующих журналах. И тут я впервые представил, что у меня дома стоят двухполосники JBL с басовиком в пятнадцать дюймов и рупором под потолок, строгим звуковым процессором и здоровенным профессиональным усилителем. Вот на такой ноте и закончился очередной виток моего увлечения до момента…

Когда мне попал в руки журнал Russian Digital, о котором я писал выше, разумеется, я незамедлительно полез в интернет и обнаружил, что среди этой акустики полно моделей с большими низкочастотниками! Превосходно звучащая огромная акустика – вот, что я искал! Мне сразу же захотелось послушать это чудо. Первые ноты любимых композиций на этих агрегатах ввергли меня просто в шок: неужели двухполосная акустика ценой в 500-1000$ может звучать так ровно, чисто, чётко?! Ничего нигде не выпячивается, все инструменты играют ровно и собранно, как будто по ним проехались газонокосилкой. А какая мощь и динамика! Я даже и не думал, что акустика с, казалось бы, вполне простыми бытовыми динамиками может так динамично звучать! А как звучали даже дешевые студийные сабвуферы: ни бубнения, ни закладывания ушей, ни дисбаланса с основными АС. На тот момент мне не удалось послушать трёхполосные колонки за исключением Dynaudio, но и этого было более чем достаточно. Зачем их слушать, если даже дешевые двухполосники играют просто отлично? И так понятно, что в случае с трёхполосными моделями это будет нечто феноменальное. В этот момент я познакомился с рынком студийных АС и опять пересмотрел концепцию построения домашнего кинотеатра, так как теперь в нём должны были присутствовать студийные мониторы. С учётом того, что они уже содержали в себе кроссоверы и усилители, то вся предыдущая крупногабаритная система сворачивалась в пару активных студийников, стерео ЦАП и DVD плеер. Просто, компактно и максимально качественно. А если использовать цифровые мониторы, то к ним даже и ЦАП не нужен: вставил в них цифровой коаксиальный кабель от плеера и радуйся жизни. Цена этой концепции мало чем отличалась от чисто кинотеатральных компонентов, но была более мобильной, простой и более качественной, как мне раньше казалось.

Вот так развивалось моё очередное видение первоклассного звуковоспроизведения: сперва разочаровался в бытовой технике, потом в полупрофессиональной, затем в кинотеатральной, а в конце остановился на студийных мониторах. Мне казалось, что на этом всё и закончится. Затем в 2006 году у меня появился ещё более быстрый доступ в интернет, и я ради интереса решил максимально подробно познакомиться со студийной техникой, да и вообще с аспектами построения домашних кинотеатров на студийных компонентах. Но, к огромному удивлению, я обнаружил, что этой концепцией вообще никто не интересуется. Лишь некоторые обрывочные темы и фразы проскакивали на профессиональных или аудиофильских форумах. И тут я понял, что уже обладаю достаточно большими познаниями в этой области, и мне на ум пришла идея сделать сайт, посвящённый различным концепциям построения домашних кинотеатров на профессионально-студийных компонентах: кинотеатральная, студийная, полупрофессиональная. Рассказать среднестатическим аудиофилам про активные кроссоверы, студийный звук и т.п. Только осталось закончить поиск различной информации по данной тематике. Тогда станет понятно содержание будущего сайта и его основная идея. Но чем больше я узнавал, тем всё дальше отходил от идеи покупки уже готовых мониторов. Её место постепенно занимала концепция собственноручной компоновки мониторных систем по принципу РА. К своему удивлению я обнаружил (в том числе после прослушивания трёхполосных флагманов Dynaudio, Genelec, ATC), что даже в мониторах именитых фирм нет ничего особенно, да и в своём классе они звучат почти одинаково. К тому моменту я практически закончил собирать информацию по динамическим головкам, усилителям и студийным мониторам. Далее мне оставалось лишь найти дополнительную информацию про цифровые кроссоверы и студийные усилители, среди которых обнаружилось много первоклассной продукции отечественных производителей. Но, вдруг, я обнаружил упоминание на одном форуме про особые студийные мониторы неизвестной мне тогда фирмы Rey Audio (Kinoshita), которые имели диафрагмы из редкого металла - бериллия. По отзывам на ресурсах, в том числе и иностранных, это были и есть одни из самых качественных студийных мониторов в мире. Во время поиска информации по этой фирме я наткнулся на только что вышедшую бериллиевую акустику JBL Everest, потом на фирмы TAD, JMF, Neva Audio. Вторым и последним компонентом, который склонил меня к дальнейшей эволюции концепции раздельного РА мониторинга, был процессор-корректор DEQX. Именно благодаря TAD и DEQX изначально появилась концепция Ultimate Studio, Best of the Best, т.е. лучшие из лучших. Потом к ним прибавились JBL Everest и законченные мониторные системы фирмы Stage Accompany. После прослушивания обоих комплектов этих феноменальных АС мне стало ясно, что теперь ресурс будет посвящён не просто концепции многополосного усиления в мониторных системах, но и лучшим аудио компонентам для их создания.

Основная идея сайта – это не просто выбор и покупка уже готового оборудования, на котором можно сделать домашний кинотеатр действительно высочайшего уровня. Это нечто большее! Это - создание звуковоспроизводящей системы, не имеющей аналогов в мире, на отдельных и самых лучших профессионально-студийных компонентах. Увы, но таких систем до сих пор нет даже на рынке студийной техники, хотя всё необходимое оборудование для этого существует уже давно, хотя и имеет приличную стоимость, но никак не заоблачную.

Напоследок следует всё же ещё раз пояснить суть самого понятия Ultimate Studio. Про это частично писалось в статьях и на главной странице этого сайта. Купив компоненты этой категории вы не получите аудиосистему такого класса. Это не просто покупка первоклассной и дорогостоящей техники. Цена аудио компонентов в один-два миллиона рублей не является серьёзным ограничением. Гораздо большей преградой являются специфические инженерные сооружения, необходимые для раскрытия полного потенциала этой техники. Согласитесь, что у вас вряд ли получится разместить в квартире шестиметровый экран и сделать хорошую акустическую обработку помещения. Вообще требование эксплуатации этой техники в отдельном большом помещении на самом деле выдвигает не её высокое качество или необходимость борьбы с комнатными резонансами, а современные форматы хранения видео. Ещё в 2006 году я даже и не предполагал, что первоклассный кинотеатр должен обязательно находиться вне бытовых условий. Раньше DVD можно было отображать в лучшем случае на экранах размером в два метра. Такой кинотеатр (экран) можно и нужно размещать в квартире. Особо мощные и крупногабаритные акустические системы для него не требуются, т.к. расстояние до слушателя ограничено максимум двумя-тремя метрами. Но современные форматы хранения видео высокого разрешения (Blu-ray) позволяют смело просматривать изображение на экранах размером в четыре метра и более. Таким образом, на современном этапе развития техники, любители кино имеют возможность создавать свои собственные кинотеатры, почти ничем не уступающие коммерческим, и получать от этого такой же эффект присутствия и звуковое сопровождение феноменального качества. Т.е. то, о чём я мечтал ещё в начале двадцать первого века, спустя нескольких лет, вдруг, стало обычной бытовой реальностью благодаря развитию видео высоких разрешений. Думаю, что теперь обязательное требование эксплуатации акустики Ultimate Studio в отдельном помещении вполне понятно и логично объясняется: экран размером более двух метров не влезет ни в одну квартиру. Для него в любом случае потребуется отдельное помещение, которое в 99% случаев наверняка придётся строить с нуля. Почему бы из него сразу не сделать подобие безэховой камеры, которая раскроет звуковоспроизводящее оборудование по-максимуму? Таким образом, с момента появления видео высокого разрешения, понятие домашний кинотеатр класса Ultimate Studio подразумевает под собой на самом деле не просто первоклассный домашний кинотеатр, а кинотеатр именно ВНЕ бытовых условий.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное