Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

Студийные усилители

Прежде, чем начать обзор производителей усилителей, я развею очередной устоявшийся миф по поводу понятия "студийный усилитель". Обычно можно встретить ещё несколько названий этих устройств: мониторный усилитель, контрольный и линейный. К сожалению, очень многие люди покупаются на эту уловку, начитавшись дифирамбов на сайтах производителей в адрес своей продукции. Человек, даже имеющий большой опыт работы с профессиональным аудио, не замечает при этом совсем очевидных вещей. Несмотря на то, что РА мониторинг представлен на современном рынке лишь несколькими производителями, студийных усилителей существует довольно много. Основное их отличие от обычных профессиональных заключается в том, что они не шумят при своей работе, так как имеют пассивное охлаждение и обладают очень компактными габаритами. Их звучание соответствует приличному Hi-Fi усилителю, а предназначены они для подключения бюджетных пассивных мониторов или Hi-Fi колонок вместо таковых. Обычно их мощность не превышает 100 Вт, чего хватит только для озвучивания комнаты в квартире. При этом почти отсутствует запас по мощности и про правильную отработку динамических всплесков (взрывы, выстрелы и т.п.) при воспроизведении можно смело забыть. Но пассивные мониторы имеют ещё и разные планки качества. Например, Event сработается с любым из таких агрегатов, но уже для пассивных Dynaudio этого будет мало. Больше всего бросается в глаза их цена, которая обычно находиться в диапазоне 200-400 долларов. Лично я называю такие усилители "усилители не дороже 500 $". Понятно, что звучания полноценного студийного усилителя вы за такую сумму не получите. Причём, не стоит забывать, что в странах производителях они стоят гораздо дешевле. Как говорится, что ничего не стоит, то ничего и не стоит, как бы ни изгалялся производитель с описанием своей продукции.

Но, несмотря на то, что в современном мире понятие студийный усилитель превратилось в то, о чём я написал выше, известные и проверенные бренды всё же существуют и даже появляются новые. В первую очередь, это легендарные и в то же время практически неизвестные французские усилители JMF. Запомните, что настоящие бренды никогда не рекламируютcя. Раньше они выходили под маркой JDF и несли на своём корпусе гордое название Ultra Monitor Amplifier. До сих пор они остаются, наверное, лучшими студийными усилителями. Эти агрегаты работают в самых дорогих студиях звукозаписи с пассивными мониторами этой же фирмы или Kinoshita. Не стоит забывать и про снятую с производства модель усилителя фирмы Crown Studio Reference. Основное его отличие, помимо низких шумов, искажений и широкого динамического диапазона, заключалось в демпинг-факторе 20000 (двадцать тысяч!). Этот показатель обеспечивал феноменальный контроль над громкоговорителем, особенно на низких частотах. Завершает этот список известная фирма Bryston, усилители которой использует для работы со своими мониторами фирма РМС. Они установлены в подавляющем большинстве студий, использующих пассивные или РА мониторы. Наверное, это единственные усилители, которые нашли своё место в системах студийного мониторинга ещё с начала основания самой фирмы Bryston. На сегодняшний день во всём мире понятие качественный студийный усилитель практически всегда ассоциируется с этой фирмой.

Ко второму классу можно отнести производителей усилителей, продукция которых возможно имеет несколько более низкое качество звучания, по сравнению с вышеприведёнными марками, но, наверное, практически одинаковое, если производить сравнение между собой. Больше всего в этой категории известна продукция английской фирмы МС2. Эти усилители тоже имеют приличные технические характеристики и используются с мониторами фирм Quested и Dynaudio. Сюда же можно добавить такие фирмы, как: ATC, Chevin, Sonic Frontiers, Electrocompaniet...

В отдельную группу можно отнести отечественных производителей усилителей. Сюда входят Сакевич (Sakevich), Нева Аудио (Neva Audio), Филигрань (Filigrane). Бренд Sakevich более распространён в среде отечественных звукорежиссёров из-за своей низкой цены. У фирмы существует и ещё более дешевая модель в виде облегчённой версии флагманского усилителя. Большую известность, в том числе и на западе, имеет Нева Аудио. Этими отечественными усилителями пользуется сам Филип Ньюэлл. Он создаёт первоклассные студии звукозаписи по всему миру. В своих проектах использует самодельные РА мониторы на динамиках JBL и TAD, а с 90х годов практически всегда применяет продукцию нашей фирмы. Завершает список фирма Filigrane. Информация по ней пока очень скудная, но отечественные звукорежиссёры оценили качество звучания этих усилителей гораздо выше Сакевича, которое практически приближается к уровню Bryston.

Вот, наверное, и все производители полноценных студийных усилителей, которые существуют в наше время. Но я бы хотел уточнить только один момент. Заключается он в том, что всё-таки усилитель это устройство активное, поэтому вносит в звучание хоть и больший вклад, по сравнению с источником сигнала, но все-таки значительно меньший, чем любой громкоговоритель. Поэтому, если вы не используете первоклассные компоненты при проектировании РА звукового тракта, можно смело использовать и простые профессиональные усилители, а если не требуется высокая громкость прослушивания, то и бытовые, которые зачастую обладают меньшими искажениями. Профессиональные же усилители имеют огромный запас по мощности, встречаются модели с искажениями в 0,01% и те, что используются в кинотеатрах и имеют THX сертификацию. Ещё это отличная замена "студийного усилителя не дороже 500$", если вы используете пассивные мониторы более высокого уровня или качественные Hi-Fi колонки.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное