Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

Источники звукового сигнала

Когда раньше существовали аналоговые источники сигнала (пластинки, кассеты), то на их выходе присутствовала просто усиленная форма исходного сигнала. Затем его ещё раз усиливали усилителем для подачи на колонки. В цифровую эру эта операция несколько усложняется: нужно считать информацию с цифрового носителя, а потом преобразовать её из последовательности нулей и единиц в непрерывную аналоговую форму. Т.е. сделать две принципиально не связанные друг с другом операции. Для этого можно приобрести устройство, которое выполняет эти две функции одновременно или два отдельных устройства: одно для считывания с носителя, а другое для декодирования в аналоговую форму. Первое принято называть транспорт, а второе - ЦАП (Цифро-Аналоговый Преобразователь). Транспорт лишь преобразует цифровой сигнал из формы, записанной на цифровом носителе (диске), в форму доступную для понимания ЦАП.

Транспорт

В качестве транспорта могут выступать любые бытовые CD-, DVD-плееры, имеющие цифровые аудио выходы S/PDIF (сoaxial, toslink). Все студийные ЦАП, кроме этих входов, имеют ещё и чисто специализированный студийный интерфейс AES/EBU, отличительная особенность которого заключается в том, что он вообще не требует синхронизации для своей работы (отдельного специального устройства для генерирования синхроимпульсов). На бытовых устройствах выход AES/EBU отсутствует, но, при использовании качественных плееров, отдельный генератор синхросигнала, как правило, не требуется. Совместные функции транспорта и ЦАП могут выполнять любые плееры, но только при хорошем качестве своих аудио выходов. Но уже при использовании мониторов средней зоны, качество звуковоспроизведения начнёт упираться в качество встроенных ЦАП проигрывателей, которые всегда звучат хуже своих хороших внешних аналогов. Плееры - устройства универсальные и многого требовать от них нельзя. Идеальный вариант их использования - транспорт.

Но не всё так гладко, как кажется: "сырой" цифровой звуковой поток может иметь низкое качество на дешевых плеерах, где обязательно возникнет джиттер из-за плохой синхронизации или иные проблемы. Поэтому не стоит покупать самые дешевые проигрыватели. Студийные же CD-, DVD плееры тоже не выход: они предназначены лишь для того, чтобы увидеть фильм таким, каким его увидит большинство зрителей на своей среднестатической технике, а про поддержку новых звуковых форматов (SACD, DVD-Audio) и речи идти не может.

ЦАП

Отдельные студийные ЦАП не являются обязательным атрибутом для использования в студиях. Они приобретаются только для мониторов средней и дальней зоны, чтобы раскрыть последние по-максимуму. Покупать внешний ЦАП даже для качественных двухполосных АС не требуется. Для них хватит хорошей звуковой карты или DVD плеера. Качественных же ЦАП на рынке очень мало: кроме DCS, JMF и MSB выбирать нечего.

Персональный компьютер

Стоит упомянуть про обязательный атрибут любой студии - компьютер. Именно на нём хранятся и обрабатываются все записи. Особенно примечательно то, что при установке профессиональной звуковой карточки за 200-300$ к нему можно смело подключать самые дорогие двухполосные мониторы, а при использовании карт ценой в 700-1000$ - среднего поля. Именно со звуковых карт идёт звук на колонки в подавляющем большинстве студий. И это при практически безграничном просторе: можно слушать и смотреть аудио- видео файлы любых форматов, CD и DVD прямо из интернета, жёсткого диска или локальной сети. Не нужно бегать к проигрывателю и скармливать ему исключительно лицензионные диски (пиратские он может просто не прочитать) и отводить дополнительное место в комнате под тумбочку для аппаратуры. Если же вам хочется выжать максимум из мониторов средней и дальней зоны при помощи отдельного флагманского ЦАП, то компьютер можно с лёгкостью превратить в транспорт установкой чисто цифровой звуковой карты.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное