Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

Студийные мониторы

В студиях звукозаписи издавна используются активные студийные мониторы или просто активные колонки. Современные представители студийных мониторов несколько видоизменились и, в отличие от своих старых предшественников, выпускавшихся в 60-80х годах, имеют уже всю необходимую электронику внутри своего корпуса. Поэтому, на мой взгляд, современную студийную акустику уместнее называть не просто активные мониторы, а активные мониторы класса All-In-One (Всё В Одном, как называются некоторые компьютерные платы).

Они имеют в своём корпусе громкоговорители, усилители, предусилители, тембр-блоки и активные кроссоверы. Благодаря этому вы покупаете уже готовый продукт и вам не нужно мучиться с выбором усилителя и согласовывать его с пассивными АС. Но это не единственный плюс. Мало того, что вся электроника встроена в корпус колонки, так ещё и каждый принципиальный блок (кроссовер, динамики, усилители) уже заточен под совместную работу с другими электронными схемами. Это позволяет "замкнуть" акустическую систему саму на себя и добиться максимального качества звуковоспроизведения. Такой подход позволяет даже сэкономить на электронной начинке и сделать мониторы довольно дешёвыми. Но цены на качественные студийные АС всегда были и будут завышены.

Принципиальные отличия студийной акустики от бытовой заключаются в следующем:

  1. Нет необходимости подбирать связку колонки-усилитель, так как производитель уже всё сделал за вас.
  2. Даже в дешёвых АС установлены довольно хорошие динамики, обладающие ровной АЧХ и приличным запасом по мощности. Они тщательно подбираются друг под друга для исключения искажений и провалов АЧХ в переходной зоне звучания головок.
  3. Не смотря на то, что в корпусе АС смонтирована вся электроника, колонка имеет довольно компактные габариты и полочное исполнение. Это позволяет упростить их транспортировку, установить на столе, полках, прикрутить к стене и т.д.
  4. Наличие специального балансного разъёма (входа) для подключения источника сигнала позволяет протягивать сигнальные провода до АС на расстояние в несколько десятков метров без потери качества. Обычно на мониторах присутствует и стандартный вход RCA.
  5. Как правило, отсутствуют защитные решётки и красивый дизайн. Большинство мониторов представляют собой простые чёрные ящики, с выведенным на переднюю панель портом фазоинвертора.
  6. Обладают возможностями коррекции входного сигнала: уровень входной чувствительности, обрезной фильтр низких частот с высокой крутизной среза для подгонки АС под сабвуфер, тембр-блок и регулятор громкости для каждой отдельной колонки.
  7. Каждый монитор имеет свой блок питания, что требует прокладки к нему не только сигнального кабеля, но и сетевого. Это позволяет развязать каждую АС от других по питанию, хотя и создаёт дополнительные неудобства.
  8. Использование проверенных и качественных схемотехнических решений.
  9. Наличие активного электронного кроссовера. При этом полностью исключены паразитные всплески тока и напряжения, неизбежно возникающие в пассивном фильтре, который является сложной нагрузкой для любого усилителя, вследствие большой неравномерности своего импеданса в зависимости от частоты. Такой кроссовер обычно обладает крутизной среза до 24 дБ/окт, что соответствует фильтру четвёртого порядка. Благодаря ему динамики полностью развязаны друг от друга по частотным диапазонам, чего невозможно добиться даже с самым сложным пассивным фильтром.
  10. Вышестоящий пункт позволяет организовать многополосное усиление звукового сигнала в АС. При этом к каждому выходу кроссовера подключается отдельный усилитель, оптимизированный по своему типу (A, AB, D...), под требуемую полосу частот и конкретные параметры громкоговорителя, с которым он работает. Каждый из таких усилителей работает в ограниченном диапазоне частот и практически на линейную нагрузку, что минимизирует его искажения.

Вышеперечисленные пункты обеспечивают:

  1. Динамический диапазон под 120 Дб, что недостижимо для большинства бытовых АС и позволяет полностью раскрыть возможности таких форматов, как DVD-Audio, DVD, SACD, Blu-ray и т.п.
  2. Высокую мощность и звуковое давление при малых габаритах АС. Отсутствие искажений вследствие перегрузки громкоговорителей или усилителей.
  3. Динамичное звучание. Ударный и быстрый бас.
  4. Даже дешёвые мониторы ценой в несколько сотен долларов за штуку имеют очень ровную АЧХ (+- 3-4 Дб) и чистое "плоское" звучание.
  5. Высокую детализацию воспроизводимого звукового материала.
  6. Лучшее соотношение цена-качество. Студийные мониторы, как правило, обладают качеством звуковоспроизведения, сравнимым с бытовой связкой усилитель-колонки стоимостью в 3-5 раза дороже, чем цена уже готовых студийных АС.
  7. При использовании хороших трёхполосных мониторов можно получить такое качество звуковоспроизведения, которым не будут обладать даже самые дорогие Hi-End флагманы.

Студийная акустика имеет три принципиальных градации по зоне прослушивания, которая в большинстве случаев и определяет качество АС, количество её частотных полос, размеры низкочастотных динамиков (или их общую площадь, если таковых несколько) и расстояние до слушателя (размер помещения). Обычно производитель сам определяет тот класс, к которому принадлежит данный монитор, что очень часто является ошибочным. На мой взгляд, наиболее правильно различать мониторы именно по габаритам или общей площади низкочастотных динамиков, если таковых несколько:

До 8" - ближнее поле (nearfield). Расстояние до слушателя от 1 метра. Представлены только двухполосными АС. Цена 200-2500$ за штуку. Являются атрибутом дешёвых и домашних студий. Модели ценой до 700$ имеют посредственную электронику и громкоговорители. Но как и для любых двухполосных АС, для них характерны искажения на СЧ и в переходной области звучания головок. Для обеспечения хорошего баса требуют обязательного применения сабвуфера.

10-12" среднее поле (midfield). Расстояние до слушателя от 2 метров. Используются в большинстве приличных студий звукозаписи. Цены от 3000$ до 10000$ за штуку. Имеют трёхполосную конструкцию, гораздо более качественную электронику и планку качества, вплотную приближающуюся к следующему классу мониторов. Требуют акустической обработки помещения. С такими агрегатами уже рекомендуется использовать и качественный исходный звуковой материал (SACD, DVD, DVD-Audio, Blu-ray) и приличные ЦАП. Сабвуфер приобретается по собственному желанию, если вам не нравится спад АЧХ начиная с 30-40 Гц.

15"/2x15"/2x18" дальнее поле (main). Расстояние до слушателя от 4 метров. Используются в самых знаменитых студиях звукозаписи. Цены от 11000$ до 60000$ за штуку. Имеют наивысшее качество звуковоспроизведения. В них используются первоклассная электроника и громкоговорители известных проверенных производителей. Есть системы класса PA. Для полного раскрытия своего потенциала требуют очень качественного исходного звукового материала (SACD, DVD, DVD-Audio, Blu-ray) и первоклассные ЦАП. Обязательна высококачественная акустическая обработка помещения. Бывают как трёх-, так и четырёхполосные. В большинстве случаев сабвуфер не требуется, т.к. огромные низкочастотные динамики обеспечивают нижнюю границу в 20-25 Гц (-3 Дб). Производятся такие АС только несколькими крупными фирмами.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное