Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

Акустическая обработка помещения

Комната, в которой располагаются акустические системы, является точно таким же корпусом АС, только внешним. Поэтому принципиальной разницы между корпусом и комнатой для прослушивания (КДП) нет: в обоих случаях они вносят значительные неравномерности в звучание отражениями и стоячими волнами. Эти волны возникают в любом корпусе и любой комнате. Они не затухают мгновенно, а время их хаотических переотражений, в зависимости от особенностей конкретного помещения, может достигать даже десятых долей секунд. Эти паразитные отражённые звуки неизбежно накладываются на прямое акустическое излучение АС, что может вызывать искажения АЧХ порядка 5-10 децибел во всём диапазоне частот. Влиянию помещения больше всего подвержены низкие частоты, неравномерности на которых могут даже превысить 10 дБ. Внутренние стенки корпуса АС всегда покрываются звукопоглощающим материалом для гашения паразитных резонансов, призвуков и стоячих волн. Но практически никто и никогда не задумывается о влиянии помещения на звучание акустической системы даже в студиях звукозаписи, а, тем более, не наносит на его стены звукопоглощающие покрытия.

Вообще уже бессмысленно эксплуатировать даже хорошие двухполосные мониторы в помещении без акустической обработки. Нужно понимать, что получить тот график АЧХ, который прилагается к технической документации АС, можно только в тех условиях, в которых проводились эти измерения, а проводятся они в безэховой камере. Ровная частотная характеристика в паспорте АС несёт в себе лишь эмоциональную нагрузку, если акустика будет эксплуатироваться в комнате без акустической обработки стен. Но это не означает, что на АЧХ вообще не нужно обращать внимания. АС с ровным тональным балансом будет звучать ровно в любой комнате, но только на фоне неравномерностей самого помещения, которые могут достигать весьма внушительных значений.

Акустические безэховые камеры имеют размеры не менее 10х10 метров и высокие потолки. Их стены, пол и потолок обклеены слоем рыхлого звукопоглощающего материала толщиной не менее 50 см. Отличными звукопоглощающими свойствами обладают строительные утеплители: стекловолокно, базальтовая вата и т.п. Поверх него расположены своеобразные конусы-пирамиды высотой не менее 30 см. Они предназначены для дополнительного глушения и рассеивания звука, особенно на низких частотах. Материал конусов должен иметь физические свойства аналогичные утеплителям, хотя обычно их изготавливают из поролона. Но даже в таких комнатах добиться идеально ровной АЧХ на низких частотах невозможно. Например, звукопоглощающие пирамиды высотой в (!) метр позволят сделать АЧХ линейной только до частот не ниже 100 Гц. Для дальнейшей её линеаризации потребуются конусы высотой не менее 2 метров или помещение размером с ангар, что уже просто граничит с фантастикой. Поэтому в большинстве самодельных акустически мёртвых комнатах на полную линейность АЧХ можно рассчитывать только с частот выше 300-500 Гц. Это не означает, что неравномерности на более низких частотах будут такими же, как и в случае отсутствия акустической обработки вообще. Ситуация станет значительно лучше, а средние и высокие частоты будут полностью свободны от комнатных резонансов.

В аудиофильских кругах бытует мнение, что нужно применять такие материалы, которые бы отлично сочетали в себе как звукопоглощающие, так и звукорассеивающие свойства. Поэтому я хочу дать определения двум взаимоисключающим терминам: звукопоглощение и звукоизоляция.

Звукоизоляция - это защита помещения от проникновения в него внешнего шума или наоборот. Такие конструкции изготовляются из чередующихся слоёв камня, кирпича, гипсокартона, пенорезины, фанеры и т.п. с прослойкой из звукопоглощающего материала. Задача таких конструкций только не пропускать звук в комнату и из комнаты.

Звукопоглощение - это уменьшение амплитуды звуковой волны, отражающейся от стен помещения. Идеальным вариантом является полное их отсутствие как таковых, но в реальных условиях этого добиться невозможно. Вы же не будете слушать музыку в чистом поле. Звукопоглощающие материалы должны обладать рыхлой и пористой структурой, чтобы падающая звуковая волна полностью проходила вглубь волокон материала. При этом звуковая волна физически гасится, а не беспорядочно колеблется между стенами помещения в виде рассеянной какофонии паразитных звуков.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное