Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

Типы и характеристики звучания акустики

Как ни странно, но практически ни один человек не способен правильно описать звучание акустических систем, так как в своей речи люди оперируют соответствующими бредовыми описаниями, заимствованными из аудиофильских журналов. Вся нижеприведённая информация уже публиковалась мной в предыдущих статьях сайта, поэтому ничего нового здесь я не скажу, а просто сгруппирую имеющиеся данные.

У любой акустической системы есть свой собственный тип звучания, складывающийся из трёх характеристик:

  1. Линейность
  2. Естественность
  3. Детальность

Теперь рассмотрим их более подробно.

1) Линейность (мониторное, ровное, мёртвое звучание). Под этой характеристикой подразумевается амплитудная линейность звучания АС, т.е. АЧХ. Как правило, у АС с линейной АЧХ неравномерности в штатном диапазоне частот не превышают 3дБ. Поэтому в помещениях без акустической обработки любые АС с данным пределом амплитудной неравномерности будут тембрально звучать абсолютно одинаково. В случае эксплуатации акустики в помещении с акустической обработкой, данные неравномерности можно будет услышать. Тогда неравномерность АЧХ не должна превышать 1-2дБ.

2) Естественность (натуральное, живое звучание). Это уже довольно сложная характеристика, которая не характеризуется какой-либо одной определённой величиной, да и состоит из двух подпунктов. Называть АС естественно звучащей можно только лишь в том случае, если она одновременно имеет масштабное и фазолинейное звучание. В противном случае нужно указать только один из подпунктов.

2.1) Фазолинейность. К первому подпункту можно отнести фазовые и временные неравномерности (задержки) в АС. У той акустики, у которой фазовая характеристика полностью линейная, соответственно отсутствуют и временные задержки между громкоговорителями. Хотя это и не является обязательным условием. Например, если рассматривать каждую частотную полосу колонки в отдельности, то они способны обладать линейной фазовой характеристикой, но при этом могут не быть скомпенсированными по времени между собой. Например, данная ситуация характерная для тех случаев, когда в АС применяются аналоговые активные фазолинейные кроссоверы (не каждый аналоговый активный кроссовер полностью фазолинеен), которые не позволяют выравнивать временные задержки между головками. При этом на графике фазы целиковой АС будет изображена характерная ступенька, тем не менее, из ровных участков. В данном случае выправить временную характеристику АС можно только физическим утапливанием головок в переднюю панель корпуса. Поэтому под фазолинейной АС, как правило, подразумевается акустика именно с линейной фазовой характеристикой, где линейны не только графики фазы отдельных головок, но и отсутствуют временные задержки между ними. Корректировка какой-либо характеристики в отдельности не даёт особого ощутимого эффекта улучшения качества звучания. Фазолинейные АС характеризуются высокой локализацией, хорошим стереоэффектом, меньшей утомляемостью и кашеобразностью. Но звучание таких АС довольно специфическое, поэтому надо обязательно иметь свой личный опыт прослушивания данных систем.

2.2) Масштабность. Масштабность в основном характеризуется габаритами, конструктивами и акустическим оформлением головок.

Высокой масштабностью обладают высокочувствительные профессиональные низкочастотные и мидбасовые динамики больших габаритов на жёстких подвесах. Благодаря огромным размерам они могут передвигать своими диафрагмами большие объёмы воздуха, что обычно называется масштабностью и громоподобностью звучания, а жесткий подвес за счёт высокого самодемпфирования избавляет такие головки от характерного гулкого и протяжного звучания, которое можно наблюдать у бытовых сабвуферов. Звучание динамиков на жестких подвесах принято называть быстрым или динамичным. Быстроту звучания можно было бы тоже выделить в отдельный подпункт, но обычно динамики размером более 12-15” де-факто являются профессиональными и обладают жёстким подвесом. Поэтому масштабное звучание в большинстве случаев является и быстрым.

Сюда же можно отнести СЧ и ВЧ компрессионные драйверы, которые благодаря рупорному оформлению создают в определённой области пространства плотный, равномерный и чёткий звуковой образ. Инверсным вариантом вышеприведённой ситуации могут выступать ленточные драйверы практически не обладающие направленностью.

3) Детальность (звуковое разрешение). К сожалению, детальность звучания нельзя однозначно измерить, но можно определить её степень: хуже или лучше. Детальность проще всего охарактеризовать на СЧ и ВЧ диапазонах, где влияние мод помещения не слишком высокое, а ухо имеет максимальную чувствительность. Например, при парном сравнении АС. Если на одних колонках вы слышите больше звуковых нюансов записи (щепки, реверберационные хвостики инструментов и т.п.), то те и будут более детальными. Тут главное не спутать детали с искажениями, но это уже другой вопрос. Высокой детальностью обладают СЧ и ВЧ головки с жёсткими металлическими диафрагмами или принципиально иной, видоизменённой конструкцией: компрессионные и ленточные драйверы, излучатели Хейла.

Вот всего из этих трёх характеристик и складывается тип звучания конкретной АС или их классов: бытовых, профессиональных, студийных, кинотеатральных и т.п. Причём, если разговор идёт об определённых классах, то там зачастую могут выделяться некоторые доминирующие характеристики звучания при неудовлетворении которым данная АС уже не может к нему относиться.

В качестве примера рассмотрим студийный монитор. Если его неравномерность АЧХ превышает 3дБ, то на остальные характеристики звучания можно не смотреть – это уже не контрольная акустика. Если неравномерность укладывается в данные пределы, то сравнивать студийные АС между собой по характеристике звучания №1 почти бессмысленно: ну, какое значение имеет расположение неравномерности, если её величина не превышает заданных норм, а АС эксплуатируется в помещении без акустической обработки? Поэтому в данном случае студийные АС необходимо сравнивать по двум другим характеристикам: естественности и детальности. Если идёт речь о бюджетном мониторе, то тут действительно достаточно только ровной АЧХ, так как в данном случае ему простительно быть неестественным и обладать чахлой детальностью. Но если монитор должен эксплуатируется в первоклассной студии звукозаписи и раскладывать звук по полочкам, то в данном случае он должен не просто звучать ровно, а очень ровно и вдобавок обладать максимальной естественностью и детальностью.

Возьмём обычную бытовую АС с конусным СЧ динамиком. Её звучание можно охарактеризовать следующим образом: нелинейное, неестественное, не детальное.

Пример с профессиональной АС с компрессионными драйверами: нелинейное, масштабное, высокой детальности.

Пример с трёхполосным монитором фирмы PSI Audio: амплитудно-линейное (+-1,5дБ), фазолинейное, средней детальности.

Пример с мониторами TAD и Stage Accompany: амплитудно-линейное, масштабное, чрезвычайно детальное.

Пример с цифровыми (FIR) студийными трёхполосными мониторами K+H: идеально-линейное, естественное, повышенной детальности (купольный СЧ).

После прочтения предыдущих статей на этом сайте, вы поняли, что при использовании многофункциональных цифровых кроссоверов (DEQX), можно любую АС превратить в полностью амплитудно- и фазолинейную. Поэтому в наши дни эти характеристики звучания не должны никого сильно удивлять, а при построении высококачественных систем многополосного усиления просто обязаны присутствовать по умолчанию. Не поддаются коррекции только детальность и масштабность. Но если последнюю можно обеспечить изначально выбрав крупногабаритную профессиональную акустику, то с детальностью, увы, ничего нельзя сделать, а громкоговорителей с высокой разрешающей способность существует буквально несколько единиц, о чём я тоже неоднократно писал.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное