Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

Преимущества профессиональных громкоговорителей

Из этой статьи и моих субъективных ощущений, полученных от прослушивания мониторных, кинотеатральных, профессиональных, студийных, Ultimate Studio и бытовых акустических систем, можно сделать несколько довольно простых и важных выводов:

1) Динамические головки с диафрагмами из различных материалов, но одинаковой конструкции, могут воспроизводить звук почти близко к идеалу. Принципиального различия в звучании головок одного типа, диффузоры которых изготовлены из разных материалов, как ни странно нет. Больше всего это характерно для динамиков, которые работают на частотах ниже 1000 Гц. По этой причине сабвуферные и мидвуферные головки могут быть сделаны из любого материала. Само же их звучание гораздо сильнее зависит от конкретной модели динамика и реализации в нём различных материалов и технологических принципов, направленных на снижение искажений. Вообще, сейчас такие привычные для нас материалы, как бумага, кевлар, углеволокно, полипропилен и т.п. не используются в чистом виде, как это было раньше. Практически всегда более-менее приличные головки имеют диафрагмы с дополнительными присадками в основном материале, о которых не пишет производитель. Такие добавки могут очень сильно изменить привычный характер звучания привычных материалов. В качестве примера можно привести студийные мониторы JBL прошлого века, в бумажные конусы которых добавлялись кевлар, углерод и полипропилен.

2) Динамические головки, сделанные из жестких материалов (титан, кевлар), обладают большей разрешающей способностью, но могут добавлять к воспроизводимым звуковым деталям собственные резонансы. Головки из мягких материалов (шелк, бумага) обладают меньшей разрешающей способностью, но и минимумом посторонних призвуков. Большее влияние материала диафрагмы на звучание можно наблюдать лишь на средних и высоких частотах.

3) Принципиально иным звучанием обладают лишь СЧ и ВЧ головки, имеющие конструкцию отличную от конусной или диафрагмы из принципиально иных материалов. К первой категории можно отнести ленточные головки и АМТ излучатели (излучатели Хейла), а ко второй - профессиональные компрессионные СЧ драйверы, так как они представляют собой увеличенные высокочастотные головки. Принципиально иным материалом для диафрагм данных динамиков, после титана, разумеется, является лишь бериллий.

Но если все динамики, за исключением ленточников и титановых компрессионников, звучат почти одинаково, то почему же в высококачественной акустике следует использовать именно профессиональные головки? Какие они имеют преимущества перед обычными бытовыми?

Чрезвычайно высокая мощность этих головок полностью исключает перегрузки громкоговорителя на высоких уровнях громкости воспроизводимого сигнала. Это не означает, что их нужно обязательно "выкручивать" на максимум. Дело в том, что во время, казалось бы, не очень громкого воспроизведения звукового материала в записи, могут быть места с мощными динамическими всплесками. Обычно это взрывы, выстрелы, звуки бьющихся автомобилей и т.д. В эти моменты подводимая к громкоговорителю мощность может превысить номинальную, что приведёт к смазанному воспроизведению громких звуков. В кинотеатрах Ultimate Studio это особо критично, так как акустическая система должна без искажений озвучивать большое помещение, вызывая сотрясение внутренних органов человека и даже некоторое закладывание ушей (на любителя). Этим требованиям удовлетворяют только профессиональные громкоговорители.

Динамические перегрузки характерны не только для громкоговорителей, но и усилителей, которые нужно выбирать с запасом номинальной мощности минимум вчетверо превосходящей таковое значение у громкоговорителя. Это опять же не означает, что приобретя динамик мощностью 800 Вт нужно выбирать ещё более мощный усилитель на 2000 Вт. Здесь нужно подразумевать максимальное необходимое развиваемое звуковое давление на определённом расстоянии, а уже на основе этой величины рассчитывать требуемую мощность головки и усилителя. Если динамик мощностью в 600 Вт эксплуатируется всего на 100, то вам не нужен усилитель мощнее 400-600 Вт.

Для всех профессиональных головок характерна очень высокая чувствительность. Повышенное значение этого параметра, наряду с мощностью, вполне понятно: АС должна развивать высокие уровни звукового давления, что достигается применением мощных и высокочувствительных головок. Это также обеспечивает воспроизведение динамических всплесков без искажений, но это ещё не всё. Высокая чувствительность громкоговорителя позволит сэкономить довольно приличную сумму денег на покупку усилителя мощности. Показатель чувствительности у бытовых головок колеблется в пределах 84-88 дБ, высокочастотных - чуть выше 90. Чувствительность же профессиональных низкочастотников начинается от 97 дБ, а СЧ-ВЧ компрессионных драйверов от 105. Для того чтобы среднестатистическая бытовая конусная головка воспроизводила звук с громкость 98 Дб, к ней нужно подвести от усилителя электрическую мощность порядка 16 Вт. Профессиональные же устройства обеспечивают такой или больший уровень всего при одном ватте подводимой мощности. На 16 ваттах они выдают более 110 Дб звукового давления при огромном запасе по мощности, а СЧ и ВЧ головки всего лишь на одном ватте мощности способны обеспечить этот уровень. Не сложно догадаться, что мощность головки практически не даёт представлений о её развиваемом звуковом давлении при отсутствии данных о чувствительности.

К сожалению, многие забывают про то, чем обеспечивается повышенная чувствительность. Высокое значение этого параметра говорит о том, что громкоговоритель сконструирован довольно качественно: в нём используется лёгкий диффузор, мощный магнит, крупная звуковая катушка и т.п. Всё это обеспечивает большую реакцию диффузора на изменение входного электрического сигнала и более точное звуковое воспроизведение всей рабочей полосы частот. Бытовые динамики в этом отношении "дистрофики" от рождения, что можно наглядно наблюдать, сравнивая характеристики магнитных систем обоих групп громкоговорителей, особенно компрессионных драйверов. Именно по этой причине высокочувствительные профессиональные головки звучат с недостижимой для бытовых образцов динамикой.

Лишь профессиональные головки в состоянии озвучить помещение, удовлетворяющее концепции Ultimate Studio. И повышенные требования предъявляются не только к их мощности, но и размерам. Чем большими размерами обладает помещение, тем большие по габаритам низкочастотные головки в нём можно использовать, что обеспечит более натуральное и громоподобное воспроизведение низких частот. Максимальный размер бытовых низкочастотных динамиков ограничен двенадцатью дюймами. Головки такого размера используются в акустике Ultimate Studio лишь в качестве мидвуферов. Для обеспечения хорошего воспроизведения баса нужно применять громкоговорители размером минимум от 15". А желательно даже более крупногабаритные в 18" и более дюймов для более естественного и объёмного воспроизведения низких частот.

Профессиональные громкоговорители имеют следующие преимущества перед бытовыми:

Низкочастотные головки. Они всегда делаются из бумаги, т.к. только применение этого материала в диафрагмах позволяет получить высокие значения чувствительности. Главное преимущество профессиональных низкочастотников заключается в жёстких подвесах, которые не позволяют динамику входить в автоколебательный режим при воспроизведении нижнего баса. По этой причине для всех их характерно более чистое, быстрое и сухое воспроизведение низких частот. Но это же является и недостатком: даже у крупных головок имеются проблемы с воспроизведением частот ниже 30 Гц. Хотя многое зависит от конкретной модели громкоговорителя. Эту планку можно приблизить практически вплотную к 20 Гц применением головок на мягких подвесах, сдвоенных 18" динамиков в общем объёме корпуса или одной головки диаметром 21".

Мидвуферные головки. Всё вышесказанное характерно и для громкоговорителей этого типа. На рынке бытового аудио размером 12" обладают только сабвуферные головки, верхняя планка частотного диапазона которых составляет 200-300 Гц. Профессиональные образцы таких же габаритов могут спокойно воспроизводить частоты вплоть до 3 кГц, что с запасом перекрывает предъявляемые к ним требования в 600-1000 Гц. Обычно в каталогах производителей они называются Midrange/Mid-Bass Transducers и не имеют концентрических колец жёсткости на своих диафрагмах.

Среднечастотные и высокочастотные головки. Громкоговорители этих типов полностью идентичны, за исключением больших габаритов среднечастотных. Все они представляют собой купольную конструкцию и имеют компрессионное исполнение. Для своей работы обязательно требуют наличия рупора. Рупор позволит получить от этих головок большую чувствительность, узкую диаграмму направленности и более "плотный" звуковой образ в зоне его раскрытия. Среднечастотные профессиональные титановые компрессионные драйверы - это единственный тип громкоговорителей (за исключением ленточных и АМТ), способный качественно и целиком воспроизводить среднечастотный диапазон 600-8000 Гц, который является наиболее чувствительным для слуха. Потолок для всех остальных конусных или мягких купольных бытовых головок составляет 3-5 кГц. Высокая чувствительность, купольная конструкция, лёгкая и прочная титановая диафрагма, магнитная система с высокой плотностью потока и огромный силовой фактор позволяют профессиональным среднечастотным громкоговорителям обладать недостижимым для всех конусных и большинства мягкокупольных головок качеством. Но большинство высокочастотников обычно имеют проблемы при воспроизведении частот выше 16 кГц. Хотя можно найти модели лишенные этих недостатков. Для высоких частот лучше использовать только ленточные или АМТ излучатели. Правда, на рынке профессионального аудио их практически невозможно найти в свободной продаже, хотя они довольно часто используются в уже готовой продукции. Насколько мне известно, только фирма Beyma свободно продаёт одну модель своего АМТ излучателя.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное