Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

Про аудиофилию и винтаж

В интернете можно найти большое количество статей, посвящённых психическому заболеванию 21 века - аудиофилии. Но, на мой взгляд, лучшая их подборка находится на сайте www.real-audio.ru. Сам ресурс посвящен винтажу: аудиотехнике, которая выпускалась во времена общего подъёма аудио промышленности, который длился с начала семидесятых до конца восьмидесятых годов прошлого века. Ещё он будет довольно полезен и для поднятия общего уровня знаний по многим аспектам звуковоспроизведения. Вы наверняка заметили, что я неоднократно проводил аналогию между текущим и прошлым состоянием рынка звуковоспроизводящей техники. И этот момент мне хотелось бы пояснить подробнее.

Когда я на протяжении почти двух лет искал среди профессиональной звуковоспроизводящей техники лучших её представителей, то довольно часто натыкался на модели, которые были сняты с производства. Преимущественно это касается акустических систем. Я не мог не обращать внимания на размеры их диффузоров, большое количество полос в акустике того времени и широкое распространение рупорных (купольных) СЧ и ВЧ динамиков. Если рассматривать усилители мощности, то принципиальных отличий от нынешних моделей в них нет, за исключением лишь того факта, что в то время фраза студийный усилитель несла в себе не только эмоциональную нагрузку, но и высочайшее качество звуковоспроизведения. Даже производители обычной бытовой техники делали чисто студийные усилители мощности, среди которых можно было видеть вполне обычные бренды, дожившие до нынешнего времени. Так что же произошло всего за каких-то 10-15 лет с середины 80х годов? Куда всё это исчезло? Как сильно эта ситуация повлияла на категорию первоклассных звуковоспроизводящих устройств? На самом деле почти никак…

Большинство приличной техники, выпускавшейся в 70-80х годах, имело более высокую планку качества при прямом сравнении с их современными аналогами. Но это характерно лишь для вполне определённых моделей техники мировых брендов: JBL, Altec, Tannoy, Technics, Yamaha... Если говорить более точно, то отличительные особенности присутствовали только в единичных моделях акустики высшей или флагманской категории. Такие экземпляры акустических систем того времени действительно будут звучать аналогично или даже лучше многих именитых марок современных студийных мониторов. Я не раз на просторах интернета встречал студии, в которых до сих пор работают флагманские модели мониторов крупных фирм: JBL, Tannoy, Yamaha. Раньше здравомыслящие аудиофилы, которым был нужен мощный и громоподобный звук, довольно редко смотрели в сторону профессиональной техники, т.к. на рынке бытового аудио можно было спокойно найти акустику больших габаритов. Для допотопных CD, пластинок и видеокассет большего и не требовалось. Сейчас же потребность в таких АС стала особенно острой из-за того что, благодаря современным форматам хранения видео высокого разрешения, размеры экранов домашних кинотеатров составляют несколько метров, а качество и динамический диапазон цифровых звуковых дорожек далеко ушли от уровня примитивного компакт-диска. Огромный экран требует большого помещения и крупногабаритных АС, а качественная звуковая дорожка - акустики с высочайшей разрешающей способностью и динамическим диапазоном. Лично я, как раз по этим причинам, стал смотреть в сторону полупрофессиональной бытовой акустики, затем переключился на чисто профессиональную кинотеатральную, потом на студийные мониторы, а остановился на собирательной концепции Ultimate Studio.

Если бытовые и студийные флагманы прошлого могут воспроизводить звук лучше современных студийных мониторов, то почему бы их не использовать в качестве альтернативы современным студийникам или в системах Ultimate Studio? В качестве замены обычных студийников можно, т.к. ничего особенного в современных студийных АС теперь уже нет. Да и не стоит забывать про то, что они пассивные, и к ним придётся докупать цифровой кроссовер и усилители. Хотя, это требуется для любых пассивных АС. Для систем Ultimate Studio бытовая акустика практически не подходит из-за малой мощности и габаритов. Второе - это типы применяемых головок. Я прослушал довольно много не только современной бытовой акустики, но и знаменитейшие студийные трёхполосные мониторы многих производителей. Но к классу Ultimate Studio отнёс всего две акустические системы, совершенно чуждые даже для звукорежиссёров. JBL Everest и Stage Accompany. Первые имели среднечастотные бериллиевые компрессионные драйверы, а вторые - ленточный излучатель и систему DDC. Было ли что-то подобное в то время? Нет, не было. Была просто более высокая планка качества и габариты во флагманских моделях мониторов и бытовых АС. Ленточные излучатели тогда использовались только в пищалках. Бериллиевые купольные динамики кроме TAD делала ещё фирма Yamaha и то лишь в одной модели своих студийных мониторов среднего поля NS-1000. Ещё можно выделить колонки OTTO-Fisher с динамиками из пенометалла, которые по звучанию аналогичны бериллиевым моделям. Топовые студийные main мониторы подойдут под концепцию Ultimate Studio лучшим образом, но именно подойдут, а не будут являться таковыми. А чем они отличались? Имели большие габариты, диффузоры из всем известных композитных материалов, четырёхполосную конструкцию, компрессионные или купольные СЧ и ВЧ излучатели из титана? Да такие головки и сейчас можно купить с мощнейшими магнитами из неодима, который раньше вообще не использовался. Кроме TAD, в принципе, ничего никогда и не было. В 80-х Stage Accompany положила начало своим собственным громкоговорителям и усилителям, а JBL только в 2007 году стала делать крупные АС с бериллиевыми излучателями. Даже среди тех флагманов, что были на ранке, особого ассортимента, удовлетворяющего требованиям концепции Ultimate Studio, не было. Yamaha NS-1000 были отличным выбором, но обладали маленькими габаритами; тысячная серия бытовых колонок Technics могла подойти только впритык по габаритам, да и не имела СЧ излучателей особой конструкции; флагманские крупногабаритные четырёхполосные мониторы JBL были лучше всех, но ничего особенного в них всё же не было.

Если говорить про ЦАП, CD проигрыватели и кроссоверы, о которых я говорил в других разделах этого ресурса, то увы, эта техника полностью и безнадёжно устарела не только в моральном плане, но и в физическом. CD плееры того времени могут воспроизводить лишь компакт-диски, да читать их будут довольно плохо. Зачем вообще сейчас нужен это здоровенный ящик, способный воспроизводить лишь один тип цифрового звукового носителя? Проще купить новый универсальный плеер всего за несколько сотен долларов, который способен работать с любыми звуковыми и видео носителями: DVD, DVD-Audio, Blu-ray, SACD. Высокого качества звучания от встроенных ЦАП в любой технике ожидать уж точно не приходится. Внешние же ЦАП даже студийного уровня тоже полностью устарели. С того времени появилось очень много новых микросхем ЦАП, предусилителей и цифровых фильтров, повысились частоты дискретизации записей и их разрядность. Про аналоговые кроссоверы я уже неоднократно писал и не вижу смысла опять возвращаться к этой теме, а цифровых моделей тогда вообще не существовало.

С учётом всего вышесказанного, всё же на винтаж стоит обратить своё внимание. Но не как на замену техники Ultimate Studio, а как на альтернативу Hi-Fi системам, студийным мониторам или промежуточным шагом на пути к технике и концепции первоклассного звуковоспроизведения. Если вам удастся приобрести хорошие колонки за сумму не сильно превышающую нынешнюю стоимость аналогичной современной продукции, то это можно считать хорошим выбором, но приличная техника того времени может стоить довольно дорого и найти её сейчас практически не представляется возможным.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное