Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

Изготовление корпусов громкоговорителей

При конструировании аудиосистем класса Ultimate Studio, нужно обеспечить несколько нестандартные подходы к акустической обработке помещения и электропитанию, или даже принимать непосредственное участие в изготовлении этих инженерных объектов. Акустическое оформление для конусных низкочастотных и мидвуферных динамиков - это последнее особое требование, необходимое для обеспечения максимально качественного звуковоспроизведения. Допустим, вы приобрели громкоговорители TAD или какие-либо ещё профессиональные головки. Как сделать для них корпус, чтобы он не испортил звучания этих динамиков?

Полноценные аудиосистемы Ultimate Studio имеют одно очень важное преимущество: на их корпуса не накладывается практически никаких массогабаритных ограничений, а правильный выбор количества полос в проектируемой АС и точек раздела между ними позволит подойти к этой проблеме наиболее рационально. Здесь я не расскажу чего-либо особо интересного, а по некоторым аспектам пройдусь только поверхностно, так как не вижу смысла повторять одну и ту же информацию, которую можно спокойно найти не только в интернете, но и в старых советских справочниках по акустике. На принципиально важные моменты я буду указывать отдельно.

Форма корпуса

Форма корпуса акустической системы начинает оказывать влияние на звучание лишь с частот выше 400-600 Гц. Иными словами, принципиальное значение это оказывает только на среднечастотный диапазон. При переходе от прямоугольных форм корпуса с множеством углов к более гладким наблюдается явное улучшение звуковоспроизведения. Самой лучшей формой корпуса является шар. У него нет вообще никаких углов и параллельных поверхностей, на которых возникает дифракция или стоячие волны. Но такая экзотическая конструкция оправдывает своё применение только в стандартной бытовой акустике, где для воспроизведения части СЧ диапазона используются обыкновенные конусные громкоговорители. Думаю, вы уже заметили, что во всей акустике класса Ultimate Studio применяются компрессионные или ленточные СЧ динамики, работающие не ниже 600-1000 Гц и не требующие никакого акустического оформления за исключением рупора. Это характерно и для всех профессиональных колонок, где диапазон средних частот 600-8000 Гц тоже полностью воспроизводится компрессионными драйверами. Поэтому изготавливать корпуса придётся только для сабвуфера и мидвуфера, который может лишь частично захватить диапазон частот выше 400-600 Гц, что будет не критично.

Для уменьшения дифракции звуковой волны внутри корпуса АС обычно применяют конструкцию с узкой передней панелью (насколько позволяют размеры НЧ головки). Это также увеличивает её резонансные частоты и улучшает характеристику направленности колонки посредством минимизации отражений от передней панели. Такой подход также можно видеть практически во всех бытовых АС башенного исполнения: в некоторые модели даже специально ставят головки со срезанным каркасом диффузородержателя. Для предотвращения образования в корпусе стоячих резонансов нужно выдерживать его соотношения ширины, высоты и глубины в пропорциях 0,62:1:1,62.

Материалы

К материалам для изготовления корпусов АС применимы два основных требования:

1) Необходимо применять материалы с максимальными потерями колебательной энергии в их внутренней структуре при воздействии на них деформации.

2) Они должны обладать достаточной прочностью, чтобы выдержать динамическую головку и не развалиться при работе последней.

Вибродемпфирующие свойства материала характеризуются логарифмическим декрементом затухания d или коэффициентом потерь n. Чем больше эти значения, тем большее количество вибрации поглощается в его структуре. Материалов, использующихся для изготовления корпусов, не так уж и много. Практически всегда это продукты переработки древесины и очень редко металлы. Например, декремент затухания сосны равен 0,02, бука - 0,03, фанеры - 0,04, ДВП (МДФ, MDF) - 0,08, стали - 0,001, алюминия - 0,003. Не трудно догадаться, что материалы из дерева обладают большим предпочтением для данных целей, особенно если учесть простоту их обработки и низкую цену. На страницах глянцевых аудиофильских журналов можно уже второе десятилетие наблюдать навязывающееся мнение о том, что алюминий является чуть ли не эталонным материалом для изготовления корпусов. Вышеприведённые данные говорят о том, что это просто глупо. Да и его применение очень редко идёт дальше комплектов многоканальной акустики среднего уровня в форме яиц.

Низкочастотные динамики сильно вибрируют при своей работе. Эта вибрация передаётся на корпус посредством прямого механического контакта от диффузородержателя и акустическим излучением с тыльной стороны динамика. При этом его стенки становятся источником паразитных призвуков, которые на некоторых частотах могут даже превысить прямое звуковое излучение громкоговорителя. Наиболее эффективным способом снижения вибрации является увеличение толщины стенок корпуса. Таким образом резонансные частоты панелей смещаются за пределы рабочей полосы головки в более высокочастотную область. Обычно увеличение толщины стенок более 2-3 сантиметров не оказывает заметного влияния на снижение вибрации, что характерно для большинства бытовых АС. Но эта величина довольно сильно зависит от габаритов и мощности низкочастотной головки. В любом случае экономить не следует ни на чём. Поэтому необходимо делать стенки корпуса максимально толстыми. Для низкочастотного блока АС с динамиком 15-18" не стоит использовать панели тоньше 4-6 см. Если применяются сдвоенные головки 18" или 21" и более дюймов при высокой мощности подводимого сигнала, то толщину стенок необходимо сделать ещё большей. Обычно трудно найти древесные панели толщиной более 6 см, поэтому необходимо обеспечить необходимую толщину скручиванием посредством шурупов и клея двух и более плит материала.

Не трудно догадаться, что максимальными внутренними потерями обладает ДВП. ДВП - это древесноволокнистая плита, изготовленная из отходов деревообрабатывающих производств методом прессования с клеем. Правда, в быту более распространён иностранный способ произношения производного от этого материала - МДФ (MDF). MDF - Mid Density Fiberboard (древесноволокнистая плита средней плотности). Или ХДФ (HDF) - High Density Fiberboard (древесноволокнистая плита высокой плотности). Сейчас все корпуса акустических систем изготавливаются именно из этого материала. Большими внутренними потерями обладают материалы с максимально неоднородной и плотной структурой. Преимущества и причины данных физических свойств ДВП вполне понятны: она как раз и изготавливается посредством прессования очень мелких волокон с клеем. Использовать ХДФ (HDF) в качестве материала корпуса всё же предпочтительнее из-за более высокой плотности, жесткости и массы этой марки древесноволокнистых плит. Дополнительно жёсткость корпуса можно поднять используя распорки. Их применение служит для перераспределения вибрации между панелями и общего укрепления всей конструкции. Они должны устанавливаться между двух параллельных стенок с максимальной площадью. Обычно это передняя, задняя и боковые стенки. Если передняя панель виброизолирована от остальной части корпуса амортизирующей прокладкой, то она должна быть свободна от распорок. Обычно ощутимый эффект даёт установка не менее двух-трёх распорок.

Вибропоглощение

Ещё раз повторяю, что, используя даже самые толстые и плотные панели ДВП, можно лишь сместить резонансы корпуса в более высокочастотную область. Сама вибрация при этом никуда не денется. Для её физического подавления на внутренние стенки корпуса необходимо нанести толстый слой вибропоглощающего материала. Обычно он изготавливается на основе битума. При этом возможна как жидкая форма таких материалов в виде вибропоглощающих мастик, так и листовая, которая более удобна и позволяет за раз наносить на поверхность слой толщиной в несколько миллиметров. Обычно листовые поглотители часто используются для выбродемпфирования кузовов автомобилей. Ко второй категории таких материалов также относятся промышленные вибродемпфирующие эластомерные (акустические) пластины, которые изготавливаются из сложных полимерных композиций, что также обеспечивает снятие шумов и вибраций путем перевода механической энергии в тепловую. Обычно такие пластины применяются при строительстве фундаментов зданий и для виброизоляции промышленных станков. Коэффициент потерь у вибромастик и листовых поглотителей варьируется от n=0,2 до 0,4. Эта же величина у эластомерных пластин достигает 0,7 при толщине листа до 2 см. Для получения ощутимых результатов необходимо нанести на стенки корпуса слой вибропоглотителя толщиной не менее 0,5-1 см. Для получения же максимального результата толщина материала должна составлять не менее половины толщины стенок корпуса данного блока АС. Понятно, что самым лучшим и простым в применении из перечисленных материалов будут именно эластомерные пластины, которые за один проход позволяют увеличивать слой вибропоглотителя на несколько сантиметров. Для прекрасного выбродемпфирования низкочастотной секции АС будет вполне достаточно 2-3 слоя таких пластин.

Через кольцевую прокладку из эластомерных пластин меньшей толщины нужно закрепить низкочастотный громкоговоритель для предотвращения передачи вибрации от диффузородержателя на переднюю панель корпуса. Крепежу через шайбы из этого материала подлежат и шурупы для крепления головки. Для полного предотвращения передачи вибрации с передней панели на остальные стенки корпуса, её необходимо крепить, как и низкочастотную головку, обязательно через слой эластомерных пластин и подкладывать шайбы под головки шурупов. При этом их резьба не должна касаться передней панели, что достигается путём просверливания в ней отверстий заведомо большего диаметра. Спереди её можно дополнительно покрыть несколькими миллиметрами вибромастики. При желании можно обмазать мастикой и внешнюю поверхность корпуса. Также эту процедуру желательно проделать и с диффузородержителем динамика, что снизит его собственные колебания. Исключению при обработке подлежит лишь магнит головки, что предотвратит излишний перегрев звуковой катушки.

Звукоизоляция

Даже такая мощная конструкция не сможет полностью подавит внешнее излучение корпуса АС. Но его можно практически полностью изолировать применив конструкции с двойными стенками корпуса. При этом по вышеприведённым правилам изготавливается основной корпус колонки. Затем изготавливается ещё один дополнительный внешний ящик без передней панели с толщиной стенок 2-4 см. Он должен быть на несколько сантиметров больше основного, чтобы последний можно было поставить внутрь первого. Так как оба ящика будут под действием силы тяжести контактировать друг с другом только нижними поверхностями, то для их механической развязки от вибрации необходимо нанести на внутреннюю опорную поверхность дополнительного корпуса несколько тонких полосок или кусочков иной формы эластомерных вибропоглощающих пластин. Не стоит покрывать ими поверхность целиком, т.к. большая площадь контакта обеспечит передачу большего количества вибрации. Образующееся при этом свободное пространство между корпусами необходимо заполнить не особо плотным звукопоглотителем. Для предотвращения выхода внешнего излучения основного корпуса через щель в передних панелях обоих ящиков, их следует также заклеить полосками из вибропластин. Для этих целей не стоит использовать заглушки из ДВП, что обеспечит передачу вибрации между корпусами. Лишь такой чередующейся бесконтактной конструкцией можно обеспечить качественную звукоизоляцию.

Звукопоглощение

Внутренние резонансы корпуса и стоячие волны должны подвергаться дополнительному глушению звукопоглощающими материалами. Для данного применения, казалось бы, можно использовать обыкновенные строительные утеплители, которые отлично справятся с возложенной на них обязанностью. Но делать этого не стоит из-за их повышенной осыпаемости. При малейших вибрациях с их поверхности будут слетать мелкие частички материала, которые могут попасть в зазор звуковой катушки, что может привести к её перегреву и выходу из строя. Также они будут с большой скоростью вылетать из трубы фазоинвертора и попадать в дыхательные пути человека. Поэтому в качестве звукопоглощающих материалов для внутреннего объёма корпуса нужно применять лишь специально разработанные для этого марки поглотителей. Они состоят из специальных синтетических волокон, для сцепления которых не используются клеи, что не позволяет им осыпаться даже при больших вибрациях и быть полностью безопасными для здоровья. Обычно их можно найти в магазинах, торгующих конструкторами акустических систем или иными принадлежностями. Хорошим листовым аналогом звукопоглотителей может выступать строительный материал Экотишина. Это термоизоляционный материал на базе полиэфирного волокна, скрепленный термическим способом, без использования клеящих веществ, обладает схожим коэффициентом звукопоглощения.

Стандартный способ заполнения большей части объёма корпуса низкочастотного блока АС рыхлыми и пушистыми ватными поглотителями не является правильным. Это подойдёт лишь для мидвуферов или конусных среднечастотных динамиков. В сабвуферах это приводит к нелинейности внутреннего объёма корпуса и вибрации поглотителя на высокой громкости. Вообще, такие материалы практически не поглощают низкие частоты. Поэтому нужно использовать специальные поглотители, которые представляют собой те же материалы, но очень высокой плотности. Для этой цели себя хорошо зарекомендуют войлок, жесткий стеклохолст или плотные звукопоглощающие панели из стекловолокна, которые очень часто можно встретить на стенах кинотеатров. Они должны наноситься на вибропоглощающие поверхности слоем толщиной в 5-10 см.

Конструкция идеального корпуса АС можно увидеть ниже:

В большинстве же готовых изделий самой лучшей является следующая конфигурация корпуса:

Здесь обычно присутствуют вибропрокладки под громкоговорителем, а внутренний объём корпуса неравномерно заполнен большим количеством мягкого звукопоглотителя или его более тонким листовым слоем, который выделен бежевым цветом. Могут присутствовать и двойные стенки, но не трудно догадаться, что вибрация будет переходить на все его поверхности через крепёжные бруски, расположенные по углам ящика.

Мидвуферные головки

Требования к корпусу мидвуферной головки, по сути, те же. Несколько иные подходы необходимо применять в отношении толщины стенок, объёму корпуса и типу звукопоглотителя. Мидвуферные громкоговорители обычно работают на частотах от 100-150 Гц. На них практически отсутствуют низкочастотные вибрации, что позволит ограничиться толщиной стенок корпуса не более 4 см. Его объём также не оказывает на их звучание какого-либо серьёзного влияния, т.к. смещения диффузора довольно малы. Обычно внутренние размеры ящика здесь определяются исходя из габаритов самой головки. Величины сторон корпуса должны лишь несколько превышать размер громкоговорителя. Проблемы здесь возникают уже на верхней границе частотного диапазона 600-1000 Гц, т.к. на воспроизведение этих частот довольно сильно влияет форма корпуса АС и количество звукопоглотителя. Даже сделав круглый корпус и заполнив его ватой, можно лишь перераспределить и частично поглотить тыльное излучение головки. Но, если не забывать про то, что акустика Ultimate Studio не имеет массогабаритных ограничений, то можно поступить не только очень просто, но и максимально эффективно: сделать ящик очень большого объёма и наглухо забить его звукопоглотителем. Ну что мешает изготовить корпус для мидвуфера размером с кубический метр? Это позволит не только отказаться от весьма трудоёмкого процесса изготовления сферических конструкций, но и полностью подавить тыльное акустическое излучение посредством большого объёма задемпфированного пространства. Здесь как раз нужно применять мягкие поглотители, которые отлично работают в данном диапазоне частот. Для предотвращения возможной вибрации поглотителя и обеспечения некоторого свободного объёма вокруг громкоговорителя, его рекомендуется отнести в сторону от головки на величину её размера.

Акустическое оформление

Остаётся открытым лишь вопрос с акустическим оформлением низкочастотной головки. Для этой цели сейчас существует множество программ, которые по введённым параметрам головки определят не только размеры ящика и фазоинвертора, но даже построят приблизительный график АЧХ будущего сабвуфера. Зачастую они автоматически выбирают объём корпуса, который не обеспечивает максимальной отдачи на низких частотах. Для этого нужно проводить моделирование АЧХ и, постепенно увеличивая объём корпуса, найти такой объём, выше которого наблюдаться особого увеличения звукового давления на низких частотах не будет. Всё же нужно понимать, что это лишь небольшая прикидка, позволяющая точно определить внутренний объём АС, но лишь приблизительно рассчитать размеры фазоинвертора. После изготовления корпуса и установки в него фазоинвертора, нужно обязательно проверить получившуюся частоту настройки по графику АЧХ колонки и быть готовым к его переделке для нахождения оптимального результата. Для этих измерений вполне подойдут дешевая профессиональная звуковая карта для компьютера, микрофон и любое измерительное ПО. Больше про акустические оформления писать просто нечего, так как это выходит за рамки ресурса, а вся необходимая информация по этому вопросу и так есть в открытом виде в сети, журналах, справочниках.

Безусловно, качественный корпус АС представляет собой сложную и трудоёмкую конструкцию, подлежащую ручному изготовлению. Казалось бы, можно избежать этой необходимости путём покупки уже готовых АС Ultimate Studio, но, не смотря на качественные динамики, корпуса этих колонок представляют собой обычные решения и конструкции. Поэтому вопрос изготовления новых высококачественных корпусов даже для уже готовых АС не теряет своей актуальности, что позволит получить ещё более глухое и чистое звучание без резонансов.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное