Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

Современные студийные мониторы

Лично мне, как большому поклоннику качественного звуковоспроизведения, очень трудно смириться с тем, что современные студийные мониторы находятся в состоянии своей предсмертной агонии. Причём ситуация более чем парадоксальная: акустическая промышленность достигла пика точности звуковоспроизведения ещё в восьмидесятых годах. С тех пор её качество постепенно падало. На рынок вели широкомасштабное наступление активные мониторы "All In One". Флагманские main колонки даже именитых производителей становились всё более "мелкими", пока не скатились до простых двухполосных моделей ближнего поля. Либо фирмы вообще отказывались от производства полноценных линеек мониторных динамиков и электроники, не говоря уже о профессионально-студийном секторе своей продукции вообще.

Сравните эту бредовую ситуацию со стремительным развитием современного рынка устройств воспроизведения видеозаписей: современные форматы хранения кинофильмов позволяют получить дома изображение не только кинотеатрального качества, но и размера. Плазменные, проекционные, жидкокристаллические телевизоры и проекторы совершают из года в год стремительный прогресс в увеличении габаритов картинки, точности изображения и снижении своей цены(!). Причем эта тенденция характерна и для аудио форматов не только музыкальных записей, но и дорожек к кинофильмам: DVD-Audio, SACD, Blu-Ray и т.д. А теперь представьте себе денежную стоимость разработки и внедрения этих форматов, матриц для экранов, проекционных чипов, цифровых контроллеров, не говоря уже про чудовищную высокотехнологичность и сложность изготовления этих устройств. Но неужели современные производители аналогового аудио не могут изготовить качественный продукт даже для студии звукозаписи при учёте современного технического прогресса? Чего такого особенного есть в динамической головке? Диффузор, подвес, магнит... Их параметры уже давно моделируются на компьютере, да и ничего нового изобретать не нужно, т.к. большинство открытий в этой области уже было давно сделано.

Но кто является виновником современного упадка аналогового аудио? Я бы сказал, что и производители, и покупатели. С начала 90х годов студийная звукозапись перестала быть уделом крупных звукозаписывающих студий, которые вполне могли потратиться на качественное оборудование, и перекочевала в дома самих коллективов в виде понятия домашняя студия. А вот вы пишете музыку или работаете с ней дома? Вы готовы купить 1 студийный монитор за 10-20 тысяч долларов? А качественный усилитель за такую же сумму? Ответ вполне очевиден. Ну а зачем тогда делать качественные и дорогие продукты, если их мало кто купит не только из-за того, что они очень дорого стоят, но и потому, что такое качество звуковоспроизведения просто не нужно для домашних пользователей, которых сейчас большинство? Зачем фирмам держать пустыми производственные линии, платить ни за что зарплату рабочим и инженерам, т.е. нести от этого прямые убытки? Ради того, чтобы их продукцию, которая при покрытии этих затрат будет стоить баснословно дорого, купили в год несколько десятков студий или горстка аудиофилов? Да и что купите вы сами? Пассивные и никому неизвестные двухполосные мониторы Kinoshita за 50.000$ или разрекламированные активные трёхполосные Genelec всего за 15.000$? Понятно, что вы выберете второй вариант, а если и наткнётесь на первый, то, скорее всего, пропустите его мимо глаз. Но лучшим выбором будет как раз первый монитор, хоть он пассивный и двухполосный! Не парадоксально ли? Вот вам яркое подтверждение не только деградации большинства современной техники, но и взглядов на неё.

Современные студийные мониторы имея, казалось бы, приличные характеристики и огромную армию своих пользователей по всему миру, мало чем отличаются от бытовой акустики. Если говорить про двухполосные модели, то в них используются обычные бытовые головки. Исключением являются, например: АТС, Dynaudio, JBL. Т.е. те производители, которые сами делают динамические головки. Известные колонки Genelec так вообще собираются на Vifa и Scan-speak. В трёхполосных мониторах этой фирмы используются студийные низкочастотники Volt, но СЧ и ВЧ динамики внешне выглядят как обычные бытовые, только в рупорном оформлении. Даже самые брендовые и референсные Westlake собираются на JBL и Audax. И это характерно для всех современных мониторов. Но почему же тогда студийники звучат лучше, чем бытовые АС, если собираются на одних и тех же динамиках? Просто фирмы, которые производят профессиональную акустику, не могут выпускать на рынок откровенное барахло, т.к. у звукорежиссёров слух довольно чуткий и натренированный. Это обязывает производителей более тщательно выбирать и тестировать динамические головки и электронику. Для бытовых же АС динамики подбираются больше с позиций красивого и причудливого внешнего вида или большей экономии, но совершенно не обращается внимание на их кривую АЧХ и грязное, приукрашенное звучание. Например, неравномерность АЧХ бытовых АС даже за 1-2 тысячи долларов может элементарно составлять +- 5-7 дБ. А аналогичные неравномерности даже дешевых мониторов за 300$ шт. очень редко превышают +- 3-4 дБ. Ну и не стоит забывать про активные кроссоверы и многополосное усиление, которые даже в примитивной реализации поднимают на новый уровень звучание практически любых динамиков.

Само же звучание нынешних контрольных АС, на мой взгляд, мало чем отличается друг от друга. Это не означает, что различий нет вообще, просто они меркнут при сравнении с представителями класса Ultimate Studio. А слушал я практически все современные агрегаты: трёхполосные Genelec, двух- и трёхполосные АТС, цифровые трёхполосные Dynaudio и ADAM S4 с излучателями Хейла, не говоря уже про десяток обычных дешевых двухполосников. Больше всего мне понравились последние две модели. И то из-за того, что первые были цифровые, а вторые со специфическими СЧ излучателями.

В заключении осталось описать основные отличия продукции лучших производителей контрольных мониторов. Ниже вы увидите, что их не так уж и много. Я буду рассматривать только производителей трёхполосных АС и некоторых качественных двухполосников.

Kinoshita (Rey Audio) и JMF

Легендарные представители японской школы колонкостроения. Представлены только двухполосными моделями для дальней зоны. Rey Audio производит АС на динамиках фирмы TAD, но использует усилители, ЦАП и другое оборудование французской фирмы JMF. JMF применяет модернизированные компрессионные драйверы TAD и низкочастотные динамики фирмы Davis Acoustics, изготавливающиеся по заказу. Заметьте, что это единственные студийные мониторы, которые имеют обожаемый всеми аудиофилами сферический корпус. У JMF имеются и специальные кроссоверные DSP платы, с помощью которых их ЦАП превращается в цифровой кроссовер. Аналогичные OEM решения разрабатываются и для Rey Audio. Старшие модели мониторов обоих производителей обеспечивают нижнюю границу частотного диапазона в 20 Гц, а точка раздела полос находится на 600 Гц. У фирмы Rey Audio имеется и уникальный инфразвуковой пассивный сабвуфер (Infrasonic Monitor), работающий от 9 Гц и собранный на четырёх низкочастотных головках TAD в специфическом акустическом оформлении. Безусловно, это лучшие студийные мониторы и электроника в мире, но и самые дорогие: цена двухполосного стереофонического комплекта JMF обойдётся почти в 100.000 $.

Reflexion Arts

Этот производитель реализует в своей продукции довольно интересную собирательную концепцию. В двухполосных мониторах среднего поля используются знаменитые винтажные 15” низкочастотные динамики JBL 2235H (снятые с производства) и 1" компрессионный бериллиевый драйвер TAD TD2001. В качестве усилителей и активных кроссоверов применяется продукция известной отечественной фирмы Neva Audio. На данном оборудовании ныне реализует большинство своих проектов известный инженер студий звукозаписей Филип Ньюэлл.

Stage Accompany

Эта фирма больше известна в концертном секторе рынка своим высококачественным оборудованием, хотя и имеет три модели студийных мониторов. Отличительной особенностью данной акустики является применение динамиков собственной разработки из бумаги и высокочастотного ленточного драйвера (совместная разработка с фирмой Philips), который покрывает весь частотный диапазон от 1 кГц. Фирма также производит собственные усилители и цифровой процессор с FIR фильтром для всех линеек АС. В их усилители устанавливаются специальные платы-кроссоверы, которые, помимо нарезки частотного диапазона и схем защиты, реализуют особую фирменную разработку: систему Динамического Контроля Демпфирования (DDC Dynamic Damping Control). Усилитель при помощи дополнительной пары проводов "следит" за текущим состоянием динамика и при помощи внесения в сигнал предыскажений не позволяет ему входить в автоколебательный режим. Это даёт просто фантастически чистые и объемные низы. Ни один любой другой монитор или сабвуфер не обеспечат вам такого точного воспроизведения низких частот. Поэтому низкочастотные кабинеты Stage Accompany являются самыми лучшими и превосходно зарекомендуют себя в совместной работе с акустикой Kinoshita и JMF в качестве сабвуферов.

PSI Audio

В студийных мониторах этой фирмы реализованы две фирменные технологи: сглаживание ФЧХ АС (CPR Compensated Phase Response) и система адаптирования выходного сопротивления усилителя (AOI Adaptive Output Impedance), что представляет собой аналогичную разработку, реализованную в усилителях вышеприведённой фирмы. Про оба данных принципа электрического демпфирования громкоговорителей вы можете прочитать более подробно в книге И.А. Алдошиной "Высококачественные акустические системы и излучатели". Флагманом фирмы является трёхполосный монитор среднего поля с 10” низкочастотным динамиком. Но, несмотря на особые фирменные разработки, цены на данные мониторы не такие уж и высокие, что делает их серьёзным конкурентом для именитых брендов в виде ATC, Dynaudio и даже ADAM.

JBL

Очень известная фирма, которая до сих пор славится своими профессиональными громкоговорителями. Один из немногих производителей, использующий в своей продукции собственные же динамики. Только теперь фирмой производятся лишь двухполосные активные мониторы ближнего поля, хотя в каталоге производителя и имеется один пассивный трёхполосник. Хотя мало кто знает, что для японского рынка (см. сайт www.harman-japan.co.jp) этой фирмой до сих пор производятся крупногабаритные студийные мониторы, но они, как и вся предыдущая продукция, не имеют каких-либо особых отличий. Просто большие и качественные колонки. Поэтому сейчас более интересны не чисто студийные модели этой фирмы, а её Hi-End флагманы, самым интересным из которых является проект Everest. Для всего модельного ряда Synthesis до сих пор разрабатываются первоклассные головки студийного уровня. В пассивных АС JBL Everest и некоторых других используются бериллиевые рупорные динамические головки аналогичные продукции TAD.

Westlake

Высококачественные пассивные мониторы винтажного типа на студийных динамиках фирмы JBL. Динамики, правда, уже сняты с производства. Есть различные линейки как бытовых АС, так и студийных мониторов. Флагманом фирмы являются пятиполосные рупорные main мониторы. Продукция очень дорогая.

ADAM

Является очень революционной фирмой на рынке студийных мониторов. Во-первых, это один из немногих производителей, кто делает четырехполосные АС. Во-вторых, отличительная особенность данной продукции - это применение в качестве СЧ и ВЧ динамиков излучателей Хейла. Поэтому данные частотные диапазоны, при воспроизведении на этих АС, обладают феноменальной детальностью и атакой. Довольно оригинальны НЧ и мидвуферные головки этой акустики. В ней используются динамики немецкой фирмы Eton, состоящие из вибродемпфирующего материала, который заключён между двух кевларовых слоёв. В одной из моделей main-мониторов в качестве низкочастотников использованы головки Precision Devices. Наверное, это единственные приличные мониторы в классе "All In One", которые полностью оправдывают потраченных денег. Среди сабвуферов этой фирмы особо выделяется модель с 21" динамиком известной английской фирмы Precision Devices.

Quested

Представитель английской школы колонкостроения. Производит всю линейку АС и сабвуферов. Есть четырёхполосные модели. В качестве низкочастотных и мидвуферных головок во всей продукции используются громкоговорители английской фирмы Volt. В моделях для средней и дальней зоны установлены купольные СЧ динамики, а сами мониторы подключаются по схеме РА. Возможно приобрести как активные, так и пассивные мониторы. Для работы со своими АС производитель использует OEM версии усилителей известной фирмы MC2. В каталоге имеется и цифровой кроссовер собственного производства. В целом оригинально, но, при ближайшем рассмотрении, особенностей не наблюдается.

Genelec

Это самый известный производитель студийной акустики. Является де-факто стандартом для всех студий. Какие лучше взять мониторы? В 90% случаев ответ будет один и тот же - Genelec. Что ж поделать? Брендовость, реклама, всегда есть в магазинах... Производятся все линейки АС и сабвуферов. В качестве низкочастотных головок мониторов средней и дальней зоны используются громкоговорители английской фирмы Volt. Дешёвые двухполосные модели комплектуются головками фирм Scan-Speak, Vifa и т.п. В целом ничего особенного.

ATC

Еще один "англичанин", производящий всю линейку студийных АС и один сабвуфер. Отличаются применением высокодемпфированных динамиков собственного производства: мягкие купола для СЧ, ВЧ диапазона и низкочастотники, обмазанные черной мастикой. Обладают довольно малой неравномерность АЧХ в -+ 2 Дб. Являются самыми "нейтральными" АС и дело тут не в раскрученной рекламной кампании и ровной АЧХ. На самом деле эта нейтральность зачастую обеспечивается потерей звуковой информации и завалами на границах частотных диапазонов из-за излишне передемпфированных дифрагм динамиков и их низкой чувствительности. Примечательно и то, что СЧ головка работает с 400 Гц. У продукции есть и плюсы и минусы. Главная положительная сторона этих АС - купольные СЧ излучатели. Продукция будет куда лучшим выбором, в отличие от тех же Genelec.

Clein + Hummel

Малоизвестный немецкий производитель АС, который на самом деле является акустическим подразделением фирмы Sennheiser. Имеется весь ассортимент продукции. В качестве НЧ динамиков используются громкоговорители Volt; СЧ, ВЧ - мягкие купола. Основная изюминка продукции кроется в самой старшей трехполосной модели main мониторов, где присутствуют встроенные высококачественные ЦАП и FIR фильтр для выравнивания АЧХ и иных характеристик АС. По характеру звучания, наверное, будут похожи на смесь АТС и Genelec, хотя кто знает как повлияют на звук цифровые системы коррекции сигнала. Будут хорошим выбором, если вы не хотите тратиться на покупку и установку отдельного ЦАП.

Dynaudio

Фирма производит всю линейку студийных контрольных мониторов и сабвуферов. Имеются цифровые модели мониторов, бытовые, автомобильные и пассивные версии АС. Один из немногих производителей, кто использует в своей продукции динамики собственного производства из композитных материалов. Звучание акустики похоже на звук полипропиленовых динамиков: довольно детальное, ровное, но в то же время без тональных перекосов и резонансов. Характеризуются ровной АЧХ и высоким качеством АС во всех секторах рынка. Это и понятно: динамики же из одного и того же материала.

ATD2 (FAR)

Современные разработки этой фирмы действительно “современные”. Весь нынешний модельный ряд мониторов этого производителя имеет цифровой вход и встроенный DSP, позволяющий пользоваться программируемым эквалайзером, выставлять задержку между каналами, да и сами мониторы, судя по описанию, являются фазолинейными. Особенно радует возможность выбора АС ближнего поля с трёхполосной конструкцией.

PMC

Почему-то считаются самыми крутыми мониторами. Наверное, люди думают, что чем дороже, тем лучше. Единственный производитель мониторов, использующий акустическое оформление в виде лабиринта. Но, само слово "производитель" тут мало приемлемо, т.к. фирма делает только корпуса и возможно СЧ, ВЧ головки. Кроссоверы и усилители - фирма Bryston, низкочастотные динамики - Volt. А так, просто разрекламированная пустышка.

Вот, наверное, и вся высококачественная продукция, присутствующая на рынке студийных мониторов. Все остальные фирмы производят только двухполосные мониторы довольно посредственного качества. Поэтому не думаю, что имеет смысл расписывать их отличительные особенности, которых просто нет. Проанализировав вышеприведённую информацию можно сделать несколько важных выводов:

  1. Очень мало производителей используют динамики собственного производства. Абсолютно не брезгуют использовать и те, что идут в обычную бытовую акустику. Успокаивает только то, что они хоть как-то подбирают и стыкуют динамики в своих продуктах. Электронику же почти всегда поставляют сторонние фирмы.
  2. Самыми распространёнными низкочастотными и мидвуферными головками является продукция фирмы Volt, которая свободно продаётся в России.
  3. Более-менее приличными мониторами по соотношению цена-качество являются: ADAM, Dynaudio, ATC, Clein+Hummel, PSI Audio, ATD2.
  4. Лучшие в мире мониторы как собирались, так и собираются на динамиках фирмы TAD. На них можно сделать РА мониторы превосходного качества для помещений любых размеров. Не думаю, что с их приобретением возникнут серьёзные проблемы.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное