Ultimate Studio Home Theatre

Total Professional Concept

 

DEQX - Digital EQ and Xover

Цифровой кроссовер фирмы DEQX был последним и просто удивительным аудио компонентом, который полностью склонил меня в сторону раздельного РА мониторинга. Мало того, что ещё в 80х годах была похоронена полноценная схема многополосного усиления, так до сих пор нет ни единого приличного студийного монитора с цифровым кроссовером, за исключением JMF и Stage Accompany. Что-то подобное пытаются изобразить Quested, Dynaudio, Clein & Hummel, но это малоэффективно из-за применения динамических головок и усилителей отнюдь не отменного качества. Но теперь я понимаю, что даже среднестатические цифровые процессоры для профессионального аудио малоэффективны. Да, они обеспечивают цифровое разделение полос, но при крутизне среза не выше, чем в студийных мониторах. Больше и невозможно, т.к. при этом на границах раздела головок возникнут сильные искажения АЧХ и фазы, которые эти кроссоверы не могут скорректировать. Обычные кроссоверы могут выравнивать уровни громкости громкоговорителей и временные задержки, но для их измерения потребуется специальное оборудование или программное обеспечение. Частично коррекции подвергается и АЧХ отдельных головок, но с 5-10 ползунками эквалайзера можно мало что сделать. Причём ни один процессор не способен проделывать необходимые измерения и коррекцию в автоматическом режиме. А про коррекцию акустики помещения я вообще молчу.

Способен на это сейчас только один аппарат - DEQX! На него я наткнулся, как и на все первоклассные компоненты класса Ultimate Studio, совершенно случайно. Сначала даже не верилось в заявленные возможности процессора, т.к. на рынке профессионального аудио ничего подобного даже и близко не было. Цена изделия тоже впечатлила: она мало чем отличалась от цены на процессоры остальных фирм.

Знакомство с устройством проходило в московском офисе официального дилера - фирмы Стерео правда www.stereopravda.ru. По иронии судьбы, трёхполосная акустическая система DMT-100 фирмы Proclaim Audioworks, на которой происходило прослушивание, была сделана на динамических головках фирмы Eton, установленных в сферических корпусах. Эти громкоговорители использует в своей продукции фирма Adam. Также они снискали заслуженную славу и в среде отечественных звукорежиссёров, которые очень часто изготавливают из них самодельные студийные мониторы. Акустика обладала 12" низкочастотником и 5" СЧ головкой. ВЧ динамик представлял собой мягкий купольник, возможно тоже Eton. АС подключались по РА схеме к многоканальному THX усилителю.

Сам процессор настраивается посредством любого персонального компьютера с интерфейсом USB или RS-232. Если не особо вдаваться во все возможности данного аппарата, то его управление очень простое: от пользователя не требуется ничего большего, чем просто задание точек раздела между громкоговорителями. Интерфейс программы настройки относительно прост. Я не стал делать принт-скрины всех окошек приложения, но самое основное - графики АЧХ - присутствуют в полном объёме. Более подробно про работу с кроссовером можно узнать по этой ссылке и в руководстве пользователя на сайте производителя.

Измерения и корректировка АС производятся в пять шагов:

1) Задаётся минимальная частота начала измерений для предотвращения выгорания ВЧ динамика. Далее выбирается количество шагов измерений и длительность импульса скользящего синуса. Чем больше эти значения, тем более точными получатся итоговые графики. Потом задаются координаты расположения измерительного микрофона и программа производит измерения соответствующих частотных полос АС. После на экране высветятся графики АЧХ громкоговорителей. Процедура повторяется для второго канала. Большие неравномерности на частотах ниже 1 кГц вызваны расположением низкочастотной головки близко к полу и комнатными модами. Вообще такие измерения нужно проводить в безэховых камерах.

2) Далее на контрольной линии частотной прямой двойным щелчком мыши указывается точка раздела полос и крутизна фильтра. На графике отображаются суммарные АЧХ обоих каналов. При этом программа сразу же вычислит общую АЧХ в точке раздела. Если возникают ощутимые пики или провалы частотной характеристики, то необходимо методом проб и ошибок установить ползунок в оптимальное положение. Почему-то процессор не позволяет устанавливать крутизну фильтра в 300 дБ/окт на частотах ниже 600 Гц. При крутизне среза в 250 дБ/окт на 300 Гц наблюдались неравномерности в 5 дБ. Представитель компании сказал, что это не очень хорошо, хотя процессор может их исправить. Пределы корректировки АЧХ у прибора лежат в пределах +6, -10 дБ. Минимальная неравномерность на НЧ получилась при частоте среза 70 дБ/окт. Вообще, дело это сложное: с настройками частот разделов нужно повозиться минимум сутки для нахождения оптимальных значений. На средних частотах максимальная крутизна среза не вызывает заметных неравномерностей. Заметьте, что СЧ и ВЧ головки в самой чувствительной зоне человеческого слуха имеют область совместного звучания шириной приблизительно в 700 Гц при 300 дБ/окт. А теперь представьте её ширину при максимальной крутизне среза у всех остальных кроссоверов в 48 дБ/окт!!! И это в самой критичной для человеческого слуха области!!! Для сравнения приведу АЧХ типичного аналогового трёхполосного кроссовера, который можно встретить в профессиональном аудио или студийных мониторах.

3) На следующей вкладке нужно очертить синим прямоугольником область АЧХ, которая должна подвергнуться коррекции, если вариант предложенный программой не оптимальный. Итоговый график тоже меняется в режиме реального времени. АЧХ корректируется при помощи снижения общего уровня амплитуды, относительно самой низкочувствительной полосы.

4) Четвёртая вкладка показывает расчётную противо-АЧХ каждого громкоговорителя обоих каналов.

5) Теперь осталось только сохранить полученные настройки в файл на жёстком диске или сразу загрузить их в процессор. На этой стадии в него можно записать несколько настроек, назначенных на 4 кнопки пульта дистанционного управления. Обычно здесь ограничиваются только режимом бай-пасс, в котором работают только кроссоверы, и бай-пасс + корректирующие настройки, в которые входят корректирующие противо-АЧХ, фазовые и временные задержки, коррекция импульсных характеристик головок. Это позволит моделировать звучание АС посредством мгновенного переключения между пресетами для сравнения результата до и после коррекции. На этом этапе можно назначить и частоты среза на границы частотного диапазона для предотвращения воспроизведения АС ультра и инфразвуков.

В общих чертах, эффект от применения этого кроссовера равносилен смене акустической системы!!! И это на лучших мониторных динамиках, подключённых по схеме чистого РА! Вот теперь-то звучание мониторных головок поистине стало мониторным! По субъективным ощущениям, АЧХ действительно представляла собой идеально ровную линию. Порадовала нормализация чрезвычайно яркой середины. Гораздо больше удивили стерео панорама и общая собранность звучания: до этого звук шёл как бы от всей поверхности передней стены помещения, а потом, вдруг, встал на места установки самих акустических систем. Стало понятно, где право, где лево, а местоположение колонок можно было легко определить даже с закрытыми глазами. Теперь я действительно убедился в пагубности влияния на звучание и локализацию АС фазовых и временных задержек. Эффект от услышанного был настолько сильным, что я даже отказался от демонстрации системы коррекции комнатных мод. Как говорится, зачем? И так понятно, что все сработает "на ура", да и в помещении, где будет установлена акустика Ultimate Studio, это вряд ли понадобиться.

Не следует забывать и про ещё одну немаловажную деталь, особенно в рамках данного ресурса. Этот процессор можно заказать с цифровыми выходами, что позволит использовать первоклассные внешние ЦАП на каждую частотную полосу. Для этого способа подключения нет специального термина, поэтому я назвал его многополосное преобразование. Только представьте себе, как будут звучать мониторы TAD или Stage Accompany с ЦАП DCS или MSB, да ещё скорректированные DEQX!?

К описанию этого аппарата стоит добавить только несколько строк... При помощи коррекции действительно можно добиться мониторного и пространственного звучания любой пассивной АС или дешёвых динамиков, подключённых по принципу РА. Но этим нельзя исправить низкокачественное звучание и искажения самих головок или усилителей. Лучшая коррекция - это её отсутствие. При использовании данной системы можно лишь добиться ещё большего качества звуковоспроизведения от любых аудио компонентов, но основную планку качества задают только они. Максимальную эффективность и актуальность это имеет только в системе класса Ultimate Studio.

Статьи

Основы студийного звуковоспроизведения

Аудиосистемы класса Ultimate Studio

Дополнения

Разное